Сьюзан Перлман

Есть ли надежда на мир?

Есть ли надежда на мир?

Не думайте, что в дни Мессии какие-то из законов природы прекратят свое существование или возникнут какие-то новые творения. Мир, фактически, будет таким же, каким он есть сейчас, но с одним исключением: Израиль и его соседи будут сосуществовать в мире…. В то время исчезнут голод и войны, зависть и борьба. Будет преобладать благость, изобиловать процветание; каждый будет познавать Господа*.
– Маймонид

Более восьмисот лет назад великий еврейский философ Маймонид (Моисей Бен Маймон) написал то, что мы процитировали выше, в своей главной работе «Путеводитель заблудших». Он написал этот философский трактат, чтобы продемонстрировать, что учение иудаизма действительно дает ответы на жизненно важные вопросы в беспокойное время. Люди во времена Маймонида нуждались в мире. Сегодня люди до сих пор ищут пути к миру. Заголовки газет пестрят описаниями то Боснии, то Либерии. Места меняются, а ситуации напоминают одна другую. Внутренняя борьба, ненависть, разрушения, безнадежность. Все мы хотим мира. Никто не выступает против него.

Но что же это за такое неуловимое качество, которое мы называем миром?

Для террористов или тиранов мир – это устранение всех, кто стоит на их пути, – но на самом деле они просто хотят получить абсолютную власть.

Для последователей восточных религий, мир – это единство со вселенной и отсутствие самосознания, – но на самом деле они ищут безмятежности.

Человек, который хочет спать, в то время как за стенкой у него гремит музыка, тоже говорит, что он хочет мира, – но на самом деле он хочет тишины.

Мы мечтаем о мирном состоянии, когда волнуемся об оплате своих счетов, – но в данном случае мы просто мечтаем о процветании.

Человек надеется на мирный исход, ожидая результатов биопсии, – но на самом деле он надеется на то, что он все-таки здоров.

Когда у нас нет того, чего мы хотим, или мы не чувствуем себя так, как нам того хотелось бы, мы всегда говорим, что нам так нужен мир! Мы часто определяем мир как такое состояние жизни, которое мы считаем обязательным для своего существования. Но во всей суматохе жизни, кто имеет право или способность определить, что обязательно, а что нет? Если бы все мы могли получить такой мир, который нам хочется, мы, вероятно, имели бы его за счет других людей.

Есть одна история двух людей, которые очень сильно поспорили. Соседи, услышав крики, вызвали полицию. Когда полиция приехала, она обнаружила выбитые окна, опрокинутую мебель и порванные шторы. И среди этого всего один человек умирал, а другой лежал уже мертвый. Они приподняли умирающего человека, и тот прошептал: «Мы – два доктора философии. Мы сошлись на обоюдном желании всеобщего мира, но немного не сошлись на методах его достижения».

Итак, где мы можем сегодня найти мир, который был бы приемлем для каждого?

Толковый словарь Вебстера определяет слово «мир» как (1) состояние спокойствия, (2) свободу от беспокойства или угнетающих мыслей или эмоций, (3) гармонию в личных отношениях и (4) состояние или период взаимного согласия между правительствами.

Эти определения можно разделить на две основные категории: прекращение военных действий и спокойствие духа. Давайте посмотрим, как эти категории проявляются в двух различных культурах. Английское слово «peace» (мир) произошло от латинского «pax» (пакс). Для римлян «мир» означал прекращение военных действий между завоевателем и побежденным. Этот мир всегда был временным, поскольку его прерывали перемены в равновесии сил.

Еврейская концепция мира уходит корнями в понятие «шалом», что означает цельность, законченность, разумность, безопасность, здоровье и процветание. Более того, человек испытывает мир, когда его цельность или здоровье выражаются в его отношениях с Богом Израилевым.

По еврейскому определению, мир и Бог переплетаются. Ощущение мира должно начинаться с осознания того, что существует Творец, установивший для нас определенные нормы. Еврейское Священное Писание рассказывает о первом мирном существовании, которое знал человеческий род – в Едемском Саду. Адам и Ева были в мире с Богом, с творением и друг с другом. Они не нуждались ни в чем. У них не было никаких болезней или неудобств. Они были окружены красотой и могли наслаждаться ею все время. Они не были одиноки, потому что имели друг друга. Более того, они имели близкие отношения с Тем, Кто создал их. Если кто-то когда-то и знал, что такое мир, то это были Адам и Ева. Но мир, даже в Едемском Саду, был условен. Адам и Ева могли его испытывать ровно столько, сколько они были послушны Богу.

Первые люди потеряли свой шалом из-за непослушания. Точно так же еврейскому народу был обещан мир, если он будет повиноваться Торе. Бог сказал нашему народу, что мир в Земле Обетованной непосредственно зависит от нашего повиновения Ему. Во Второзаконии 28 Бог обещает, что повиновение будет сопровождаться благословением. Описание Божьих благословений в этой главе охватывает каждую область жизни. В ответ на наше повиновение Бог обещает здоровые семьи, здоровую обстановку, здоровые отношения с окружающими народами. Земля Обетованная обещала стать вторым Едемским Садом, землей, истинно текущей молоком и медом. Но в том же самом отрывке, в котором обещается благословение и мир за повиновение, говориться и о проклятиях за неповиновение. В этом случае Бог обещал упадок окружающей среды, засуху на земле, постоянную борьбу в семьях, насилие в обществе. Наше неповиновение Богу подвергало опасности наше проживание в той земле. Плод неповиновения – исчезновение мира. Неужели после стольких веков мы все еще не можем усвоить этот самый главный урок Торы? Мы неспособны повиноваться Богу. Мы неспособны достичь мира своими собственными усилиями.

Мы тратим огромные деньги  и бесконечные усилия на мирные переговоры с людьми и народами. Мы действуем так, как будто мир можно достичь общественными или политические решениями. И все же расовая борьба никогда не была так распространена как сегодня, даже после прогресса гражданских прав в Америке в 60-ых годах. Ближний Восток, Чечня, Либерия, Бурунди, Босния – и этот список можно продолжить – являются очагами военных действий. Даже в Иерусалиме (чье название означает Город Мира) изобилуют теракты.

Так что же нам теперь, сдаться?

Конечно, нет. Вечный мир превосходит все ситуации и недостатки нашей собственной жизни, потому что он не приходит от наших усилий. Тот мир, которого мы жаждем, основан не на политических компромиссах или закулисных делах, а на праведности и истине. Видите ли, настоящий мир, вечный шалом приходит только от Бога.

Еврейские мудрецы учат, что когда придет Мессия, на всей земле будет мир. Они учат, что Мессия – это Божье мирное решение. Фраза «когда придет Мессия» является синонимом фразе «когда наступит мир». Долгожданная надежда на мир исполниться в одной личности.

Две тысячи лет назад еврейский плотник, которого мы знаем как Иисуса – Йешуа, – утверждал, что он и есть тот самый Мессия. Он утверждал, что принес мир. И пророк Исаия писал о нем:

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это». (Исаия 9:6,7)

Как Мессия мог принести мир? Билли Грэм однажды сказал: «Величайшая война сегодня на земле – это война между человечеством и Богом». А конец этой войны – во взаимоотношениях с Тем, Кто соединил пропасть между нами и Богом – Йешуа. Он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Йешуа предлагает нам уникальный мир, основанный не на внешних обстоятельствах, а на восстановленных отношениях с Богом Израиля. Сам Бог стал одними из нас, потому что Он решил проявить Свою любовь к нам через Свой мир. Исаия объяснил это в пророчестве, данном за сотни лет до того, как Йешуа пришел на эту землю:

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Исаия 53:4,5)

Мы можем иметь мир, но для Адама и Евы и всех, кто родился после них, этот мир достался дорогой ценой. Наказание, которое понес Йешуа, принесло нам мир. Мир, который предлагает Он – постоянный, но условный. Он зависит от нашего принятия Того, Кто заплатил эту цену – Князя Мира, Йешуа. Надежда на мир есть. Но насколько Вы действительно хотите его иметь?

*Мишне Тора, Мелахим XII, 1,5


Мысли о мире из книги «Числа Рабба», глава 2, раздел 7

Велик мир, ведь пророки учили, что люди ни о чем не должны так заботиться, как о мире….

Велик мир, ведь он давался кроткому; как написано: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». (Псалом 36:11).

Велик мир, ведь он перевешивает все. Мы говорим в утренних молитвах: «Он дает мир и создает все». Без мира нет ничего.

Даже если Израиль служит идолам, и мир царит среди них, Святой, Благословен Он, говорит: «Сатана не коснется их»…

Мир – великая вещь, а склочность ненавистна. Мир – великая вещь, ибо даже на войне необходим мир; как написано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир» (Второзаконие 20:10)…

Велик мир, ибо даже умирающему нужен мир; как написано: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире» (Бытие 15:15), и: «Ты умрешь в мире» (Иеремия 34:5)….

Велик мир, ибо Святой не создал более прекрасного свойства, чем мир, и он дается праведнику. Когда праведник уходит из этого мира, три группы служебных ангелов приветствуют его, каждый с приветствием мира. Первая группа говорит: «Он отходит к миру»; вторая группа: «Будет покоиться на ложе своем», а третья: «Это – для всех ходящих прямым путем».(Исаия 57:2).

Велик мир, ибо Бог назван Миром, как написано: «И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом». (Судьи 6:24).

Велик мир, ибо даже ангелам небесным нужен мир, как написано: «Он творит мир на высотах Своих!» (Иов 25:2). Теперь, разве мы не можем рассуждать от менее важного к более важному? Если мир необходим на небесах, там, где нет ненависти или вражды, насколько же больше он необходим на земле, где так много конфликтов!

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *