Мецора – מצרע

  • Тора: Мецора (Прокаженный) Левит 14:1-15:33
  • Хафтара: 4 Царств 7:3-7:20
  • Новый Завет: Мф. 8:1-17; 9:20-26; Мк. 5:24b-34; Лк. 8:42b-48; Евр. 13:4
People scrambling to get away from a leper, in their haste the crowd has left an infant on the roadside, the leper strolls by, ringing a bell; representing attitudes to leprosy. Watercolour by Richard Tennant Cooper (1885-1957). Wellcome Library no. 24007i

People scrambling to get away from a leper, in their haste the crowd has left an infant on the roadside, the leper strolls by, ringing a bell; representing attitudes to leprosy. Watercolour by Richard Tennant Cooper (1885-1957). Wellcome Library no. 24007i

Эта недельная глава продолжает тему предыдущей и рассказывает о «цараат» – болезни кожи, которую чаще всего переводят как «проказа» и которая делает человека нечистым. В этой главе Моисей дает дальнейшие инструкции тому, кто выздоровел от этой болезни.

Если больной («мецора») прошел «тшува» («покаяние») и вроде бы отчистился, он должен был в первую очередь позвать священника, чтобы получить от него статус чистого. Если священник не видел больше признаков «тума» («нечистоты»), то он назначал еще одну проверку через неделю. Если же и через неделю ничего не обнаруживалось, то «мецора» был свободен от своей болезни.

С этого момента начинался процесс «тахара» («очищения»), который включал в себя кровь двух жертвенных птиц, воду из источника в глиняном кувшине, кусочек кедрового дерева, червленую нить и веточку иссопа. Процесс этот был достаточно сложным. Кроме принесения жертвоприношений и курений, человек должен был сбрить все волосы, даже брови, выкупаться в «микве» (ритуальном бассейне).

После этого он мог вернуться в общий стан, но не в свой дом и не к своей семье. И только после того, как на восьмой день он приносил еще несколько жертв, он получал статус «тахор» («чистого») от священника. Его жизнь в нечистоте оканчивалась, и он ощущал себя как человек, вернувшийся из мертвых к новой жизни.

Зачем нужен был весь этот процесс? По еврейской традиции, каждый его элемент нес определенное значение. Например, кедровое дерево говорило о гордости (как самое великое из всех деревьев), а иссоп говорил о смирении (как самая низко цветущая ветвь). Кровь жертвенных птиц говорила о жертве за грех, вода — возрождение к новой жизни…

Кроме кожи, «цараат» могла поражать и целые дома, и одежду. В этом случае только священник мог определить, нужно ли дом или одежду очистить или уже только сжечь. Иногда это становилось сильнейшим предостережением от Господа.

А иногда — особенным благословением. Например, хананеи часто прятали в стенах своих домов золото, серебро и драгоценные камни, когда бежали от подступавших к городу евреев. И если Бог считал еврейскую семью, занявшую определенный дом, достойной, Он посылал им на стены «цараат», из-за которого дом нужно было разрушить, – и таким образом семья находила клад!

Эта глава заканчивается законами «зувим» («истечения из тела»), по которым было обязательным очищение через «микву» и принесение очищающих жертв.

Хафтара на эту неделю рассказывает историю о том, как прокаженные обнаружили, что Господь избавил Израиль от осады сирийцев, а военачальник Израиля, скептически отнесшийся к их словам, был раздавлен толпой, двинувшейся грабить оставленный без присмотра сирийский стан.

Новый Завет рассказывает о нескольких разных чудесах исцеления Иисусом прокаженных, а также женщины с кровотечением («зувим»). В нем параллельно говорится о справедливости Божьей, часто проявляющейся в наказаниях и болезнях, и Его милости, часто проявляющейся в исцелениях Мессии.