Шмини – שמיני

  • Тора: Шмини (Восьмой) Левит 9:1-11:47
  • Хафтара: 2 Царств 6:1-7:17
  • Новый Завет: Мк. 7:1-23; Деян. 5:1-11; 10:1-35; 1 Пет. 1:14-16; 2 Кор. 6:14-7:1; Гал. 2:11-16; Евр. 7:1-19; 8:1-6
The Two Priests Are Destroyed (watercolor circa 1896–1902 by James Tissot)

The Two Priests Are Destroyed (watercolor circa 1896–1902 by James Tissot)

Сегодняшняя недельная глава начинает свой рассказ с восьмого («шмини») дня после семи дней посвящения («йемей хамилуим») скинии. В этот день было начало месяца нисан («рош ходеш нисан»), и Моисей повелел Аарону и его сыновьям принести жертвы самим впервые в жизни еврейского народа. Таким образом, священники официально взяли на себя исполнение служения своего сана.

Кстати, по еврейской традиции считается, что те старейшины, которые упоминаются в этой главе, стали основой синедриона – высшего суда Израиля, состоящего из 70 старейшин.

Аарон лично должен был принести жертвы за грех свой и всего народа, после чего могла явиться слава Божья всему Израилю.

Народ собрался, Аарон принес жертвы – а огонь «шхины» (славы Божьей) так и не сошел. Народ сильно был взволнован, поняв, что грех содания золотого тельца так быстро не прощается Господом-ревнителем. Моисей и Аарон вместе пошли в скинию, чтобы просить за народ. И Господь услышал их, и явил славу Свою, и послал огонь с неба на жертву.

Сыновья Аарона – Наддав и Авиуд – считались великими людьми после Моисея и Аарона. Их почитали даже выше тех 70 старейшин, которые сопровождали Моисея и Аарона на гору Синай. Но их постигло несчастье по их же вине, когда они решили предложить собственный «корбан» («жертву») в Святом Святых скинии. Еврейская традиция объясняет, что они пришли к выводу, что «кеторет» («курения») являются самым святым приношением, поэтому его нужно принести только в Святом Святых. Затем они решили, что, скорее всего, к этому случаю можно применить законы жертвоприношения, данные для Судного дня (Йом-Кипур), а поскольку на Йом-Кипур курение приносится в Святом Святых, они решили, что будет правильно сделать это и сейчас.

Но поскольку день этот никак не было Йом-Кипуром, Господь не принял их жертвы, посчитав ее «огнем чуждым» («эш зара»). На них пал огонь от Господа и сжег их. Традиция утверждает, что они сгорели изнутри и что трупы их из Святого Святых вынес ангел).

Представляете, какое горе пережил Аарон, увидев двух своих сыновей мертвыми? Но ни он, ни оставшиеся в живых его сыновья не имели права покинуть скинию и даже оплакать свою утрату, поскольку грех Надава и Авиуда был наказан напрямую Самим Господом. Это было, наверное, самым сильным испытанием веры Аарона, но он с честью выдержал его.

Этот случай, должно быть, надолго запомнился израильтянам, как напоминание о святости и уникальности их Бога и Спасителя.

Также возможно, в отличие от интерпретации еврейской традиции, что Наддав и Авиуд не совсем понимали, что делали, т.к. были пьяны. Этот вывод можно сделать из того, что сразу же после их похорон, Господь дал заповедь Аарону и священникам не пить вина при входе в скинию, чтобы не умереть.

В этой же главе Господь дает Моисею и Аарону законы кашрута, т.е. определения тех видов животных, которые есть можно, и тех, которых есть нельзя.

Если описать эти законы вкратце, то чистыми животными, т.е. такими, которые можно было есть, становились млекопитающие, имеющие, во-первых, раздвоенное копыто и, во-вторых, жующие жвачку. Выражение «жевать жвачку» подразумевает, что у животного пища возвращается из желудка в рот для повторного пережевывания. Такие животные называются «маале гейра» («жвачные»). К ним относятся коровы, овцы и козы, но не относятся верблюды, ослы и некоторые другие животные, имеющие только один из перечисленных признаков.

К чистым («кошерным») рыбам относятся такие виды, которые имеют и плавники, и чешую: тунец, лосось, карп, треска, скумбрия и форель. К нечистым (некошерным) относятся, среди прочих, сом, угорь, акула и т.п.

Все остальные виды животных (кроме особо названных) считаются нечистыми.

Многие исследователи и богословы уже который век задаются вопросом о том, зачем Господу нужно было давать такие подробные и часто не совсем понятные законы питания и кашрута. Почему нельзя было разрешить евреям есть все, что им заблагорассудится, или хотя бы все, что они смогут найти в пустыне? Ответов существует множество: и знание Господом химического состава нечистых животных и его отрицательного воздействия на здоровье человека, и символические образы рыб и животных, используемых другими народами в своих целях, что не должно было отражаться в жизни еврейского народа… Все эти объяснения имеют право на существование, но давайте не забывать самого главного: Господь везде повторяет, что целью Его законов является отделение и освящение Своего народа, чтобы он отражал те уникальные отношения, которые даровал ему Господь с Собой. «ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят,» – говорит Господь в Книге Левит 11:44.

Хафтара на эту недельную главу рассказывает о трагедии, постигшей Оза, сына Аминадава, который решил помочь Ковчегу Завета, не дав ему упасть с колесницы. Оза протянул руку, чтобы придержать Ковчег, – и тут же упал замертво. Эта история снова и снова учит нас, что служение Господу нужно осуществлять по Его законам, а не по нашим, даже самым лучшим, желаниям и намерениям.

В Новом Завете мы, во-первых, читаем о роли Мессии Йешуа (Иисуса Христа) как нашего Первосвященника («Коген Гадоль»), получившего эту власть от Самого Господа.

Во-вторых, Новый Завет расставляет по местам такие понятия, как «кошерность» и «вера». Иисус на Собственном примере показывает, в каких случаях нужно следовать букве закона, а в каких – не забывать про его дух.

Также в Новом Завете мы видим проявление «радикальной святости» Духа Святого. Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем Господь не терпит обмана и пренебрежения в служении Ему. В Книге Деяний мы это видим на примере Анания и Сапфиры.