Петр Блитштейн

,

Приобщиться или же взыскать?

Ханука

В Израиле, как точно замечено, проживают евреи 70-ти национальностей. Это крошечное государство, возрождённое будто из праха (из того самого праха, которым по воле Создателя мы сделались между народами), населяют выходцы из всех стран и континентов. Наше затяжное и повсеместное рассеяние наделило нас «ароматами» всевозможных наций, но не лишило уникальной самобытности.

Эта сверхъестественная стойкость и нерастворимость в чужих культурах, ставшая фирменным знаком народа Божьего, берёт своё начало со слов сказавшего нам ещё в пустыне 3300 лет назад: «Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои».

Только благодаря этому отделению наша ассимиляция со всеми народами мира не оказалась успешной. Символом этого стойкого противостояния сделалась Ханука.

Поскольку Ханука – один из наших наиболее «молодых» и наименее религиозных праздников, в последние годы он стал особенно популярным среди светских евреев.

Этот праздник, символизирующий нашу историческую победу над самой прогрессивной культурой своего времени (эллинизмом), рождает трепет даже в «пропащих» душах евреев-атеистов. Кто более нас – «безродных космополитов» – испытал на себе всю мощь советской ассимиляции, превратившей нас в евреев только по пятой графе?

Наследуя богатую русскую/советскую культуру (и даже двигая её вперёд), мы оставались для окружающих лицами еврейского происхождения. И многим из нас эта двуличность причиняла немалые неудобства и болезненные переживания.

В нас, ничем не отличимых от коренной нации, всё ещё обитала на ладан дышащая, но чего-то ожидающая еврейская душа. Даже эмиграция из Советского Союза для многих ничего не изменила в её ожиданиях, не став реальным выходом из духовной ассимиляции.

Сейчас, живя в более свободной атмосфере, евреи в России и Украине присоединяются к своим братьям и сестрам по всему миру, зажигая праздничную «ханукию» в знак особой принадлежности, которую, вопреки всему, не утеряли. Мы ставим ее на видное место, чтобы оповестить мир о чуде нашего неистребимого присутствия. Но каким образом эти манипуляции со свечами способны просветить душу человека, что могут они изменить в её ожидании?

«Русские» евреи, возвращающиеся к своим корням, слышат, что только еврейская идентификация и обращение к наследию могут оживить наше национальное самосознание. Их учат соблюдать «мицвот» (заповеди) или по полной программе (от «кашрута» до «шаббата»), или же с постепенным погружением в неё. Их убеждают в важности приобщаться к вере отцов, к традиции и образу жизни.

Более того, даже верующие из неевреев стали обращаться к еврейским истокам, чтобы через них найти более «прямой» доступ к Всевышнему.

Однако давайте не забывать, что не форма спасает, а Спаситель. И некошерная душа может тянуться к тому, Кто властен над жизнью и смертью.

Библия говорит о народе, которого Сам Господь взялся защищать и хранить. Библия говорит о душе, которую Творец очистит от греха и спасёт от смерти: «Ты, Боже, избавишь душу мою от власти преисподней» – такую веру имел Давид.

Похоже, что великого царя Израиля не очень-то занимал еврейский аспект его души. Давида больше волновал её вечный аспект, который он связывал не с приобщением к вечному народу, а с тем, Кто отделил для Себя этот народ и Кто возложил на Себя судить и воскрешать души – «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание».

Душа – дело рук Творца, Его бессмертный представитель в нашем плотском и смертном теле. Не подобным ли образом Бог сделал Израиль Своим бессмертным представителем в мире, чтобы народы земли могли распознать единого Бога евреев?

Из еврейской ассимиляции есть разные пути духовного возрождения. Одни евреи обращаются к еврейским традициям, другим – делаются ближе традиции христианские.

Но разве эти способы обращения имеют что-либо общее с тем, о котором говорит еврейский пророк: «Взыщите Господа – и будете живы … Ибо время взыскать Его, чтобы Он, когда придёт, дождём излил на вас праведность»? Тот, Кто даровал заповеди закона, с которых началась еврейская духовная идентификация, говорит, что придёт вновь с даром праведности и жизни. Подобную праведность, задолго до закона, от Него наследовал Авраам. Для этой праведности в мир пришёл Мессия. Он был убит и воскрес из мёртвых, чтобы избавление от преисподней сделалось реальным. Йешуа стал прародителем нового народа, который идентифицирует себя с Его воскресением.

Не странно ли это, что повеление взыскать Господа даётся избранному Богом народу? Народу служителей и священников, отделённому от мира, наученному законом творить добро, сам же закон повелевает: «Праведности, праведности ищи, дабы ты был жив».

Нет ничего плохого в следовании традициям и праздникам своего народа, но давайте будет осторожны, чтобы не упустить Источник Света – в празднике света! Давайте в этот праздник Хануки расставим правильные приоритеты для себя и поможем это сделать тем евреям, которым Господь дает желание услышать об истинном свете Евангелия Мессии!

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *