Дина Маркова

, ,

Разговор в канун Рош ха-Шана

Разговор в канун Рош ха-Шана
Разговор в канун Рош ха-Шана

© Getty Images

Понятия, взгляды, теории, имеющие непреходящую ценность и проверенные временем, становятся классическими. Слово «классический», согласно одному из словарных определений, означает образцовый, показательный, лучший. В современном разговорном языке есть слова «классный» или «класс», означающие приблизительно то же самое.

Но можно ли сказать о Боге, что Он классный? Даже если иметь в виду экстра-класс, то есть высший класс? На мой взгляд, нет. Бог – не классный, Он – СВЯТОЙ! А вот сказать о комментариях на Его Слово, что они «классические», – можно.

Когда я готовилась к беседе с Ангелиной и Виталием*, еврейской семейной парой, которой я служу, то обратила внимание на то, что комментарии средневековых раввинов на 53 главу Исайи называются «классическими». Я рассказала Ангелине и Виталию, что в этих комментариях высказывается мысль о том, что слова «Раб Мой» относятся к Мессии. Например, так считает средневековый раввин Йефет бен Али и несколько других раввинов.

Я рассказала, что мы верим, что этот «Раб Мой» и есть Йешуа из Назарета. И комментарии средневековых раввинов – классические, а значит образцовые – подтверждают это.

Ангелина возразила: «А почему теперешние раввины не знают об этом?» Я ответила, что многие хорошо это знают. Но у них есть свои «разные причины», по которым им неудобно такое толкование. Но так будет не всегда. Придет время, и примут Его, как сказано: «…воззрят на Него, Которого пронзили…» (Зах.12:10).

Ангелина сказала, что они с Виталием будут размышлять об этом.

Разговор наш происходил в канун Рош ха-Шана. Мы говорили о тшуве, о необходимости признания себя грешником. Я проповедовала евангелие, говоря о том, что Йешуа понес на себе наши грехи. А затем мы снова вернулись к размышлениям о тшуве.

Известно, что у раввинов есть традиционный подход к тшуве, и можно сказать, что этот подход – образцовый, то есть классический. Согласно этому подходу, тшува состоит из четырёх этапов:

  1. признание греха и сожаление о его совершении, признание факта нарушения заповеди (как в отношениях человека с Богом, так и в отношениях человека с человеком);
  2. принятие решения не повторять этот грех в будущем;
  3. исповедание перед Богом своей вины и решимости исправиться;
  4. по возможности, возмещение причиненного другому человеку морального или материального ущерба.

© Getty Images

Но, может быть, только ортодоксальный иудаизм предусматривает такой порядок получения прощения у Отца? А в Новом Завете? Я обратилась к текстам Нового Завета, чтоб показать моим подопечным, как он учит обращаться к Богу при раскаянии.

В притче о блудном сыне мы читаем: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил перед небом и перед тобою» (Луки 15:18) (Признание греха и его исповедание).

В Луки 19:8 рассказывается, что, когда Йешуа пришел к сборщику податей Закхею в его дом, то Закхей сказал (и нам понятно, что Закхей, раскаялся в своих делах): «Господи!.. если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Возмещение ущерба).

В Евангелии от Матфея 5:23-24 сказано: «Если принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой…» (Примирение).

Да, мы знаем, что в любое время каждый, кто захочет, может просто сказать: «Отец, прости во имя Йешуа». И этого будет достаточно, если сказано искренне. Но в том-то и дело, что искреннее «прости» по определению подразумевает признание и исповедание своей вины, внутреннее решение исправиться и загладить последствия греховных поступков. «Прости» без этого внутреннего процесса будет просто пустым словом. Это всё те же четыре этапа тшувы, в которых происходит утверждение нашего раскаяния и сожаления.

И Еврейские Писания, и Новый Завет в полном согласии друг с другом показывают нам, как нужно действовать, когда мы обращаемся к Богу, – сначала по отношению друг к другу, потом по отношению к Нему. И это действия лучшего образца, действия классического стиля, если можно так сказать.

Говорят, что о вкусах не спорят. Наверное, о стилях тоже. Но, этот стиль – образцовый. И показан он нам в нашей еврейской Библии.


* Имена изменены в целях сохранения конфиденциальности

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *