Рич Робинсон

Талит и цицит: библейский символизм и значение

Талит и цицит: библейский символизм и значение

Талит и цицит: библейский символизм и значение

Зайдя на любую субботнюю службу в синагоге, вы заметите, что все мужчины и многие мальчики одеты в белые молитвенные покрывала с бахромой и синими или чёрными полосами по краям — талит. Восточно-европейские евреи – ашкеназы – произносят это слово как «та́лес» («талейсим» во множественном числе). Но в современном иврите принято произношение «тали́т» (множественное «талитот»). Бахрома с кистями на талите — это цицит.

За этим общепринятым предметом традиционной еврейской обрядовости стоит богатая библейская история, несущая в себе важные духовные уроки о характере Бога и нашем повиновении Ему.

Происхождение и значение талита и цицит в еврейских Писаниях

1. Напоминание Израилю о его обязательствах

Первоначально талит представлял собой четырехугольную верхнюю одежду, к которой крепились кисти (цицит). И хотя ношение талита имеет основания в Ветхом Завете, само слово «талит» в Библии отсутствует. Однако слово «цицит» там есть:

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числа 15:37-40).

«Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Второзаконие 22:12).

Кисточки или бахрома должны были напоминать Израилю о Божьих заповедях

Настоящее значение талита не в самом покрывале, а в кистях. В современных реалиях его можно уподобить толстовке или футболке, главная ценность которых не в самой одежде, а в напечатанном на ней слогане или эмблеме университета.

© Getty Images

2. Символ власти

Наряду с основным предназначением цицит, указанном в Пятикнижии, мы находим и другое, более позднее значение. В древние времена кисти обычно украшали нижний край одежд важных особ, символизировавший власть их владельца. Когда Давид пощадил жизнь Саула в пещере в Эйн-Геди, он отрезал край его верхней одежды, символически показав, что царская власть у него будет отобрана. Это подтверждает реакция Саула:

«И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (1 Царств 24:21)

Кисти на краях одежды свидетельствовали том, что носящий их — не простолюдин. Он был знатным человеком или царственной особой.

3. Цвет и материал символизировали царское достоинство и святость

Цвета цицит также имели символическое значение. Они должны были быть белыми, но среди белых нитей одна должна была быть голубой. Эта комбинация цветов была частью атрибутов царской власти:

«Сад был украшен завесами из белого и голубого льна, прикрепленными белыми льняными и пурпурными шнурами к серебряным кольцам на мраморных столбах» (Есфирь 1:6, нов. рус. пер.).

«Мардохей ушел от царя, облаченный в голубые и белые царские одежды, большой золотой венец и пурпурную мантию из тонкого льна…» (Есфирь 8:15, нов. рус. пер.)

Голубой цвет также использовался там, где провозглашалась царственная власть Бога. Голубыми были покрывала для Ковчега Завета (и других принадлежностей Скинии), которые использовались во время перемещения святилища, и голубой также присутствовал среди цветов завесы, закрывавшей вход во Святое Святых, где Бог «восседал» на херувимах (1 Царств 4:4; 2 Царств 6:2; 4 Царств 19:15; 1 Паралипоменон 13:6; Псалом 79:2, 98:1; Исаия 37:16) [1].

© Getty Images

«И положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало всё из голубой шерсти, и вложат шесты его» (Числа 4:6).

«И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26:31).

«И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы» (Исх. 26:36).

Цвет символизировал царское достоинство, а материал – священническую святость

Если цвета символизировали царское достоинство, то материал одеяния и кистей был символом священнической святости. Согласно Второзаконию 22:11 и Левит 19:19, рядовым израильтянам было запрещено носить одежды, сотканные из смеси шерсти и льна (эта комбинация называется шаатнез). Причина в тексте не указана, но, по-видимому, это было связано с тем, что из шаатнез было предписано делать одеяния священников (виссон, о котором говорится в приведенных ниже отрывках, – это тончайшая и очень ценная льняная пряжа)[2].

«[Пусть они] сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою» (Исход 28:6).

«…и пояс из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, узорчатой работы, как повелел Господь Моисею» (Исход 39:29).

Хотя шаатнез была священным сочетанием, это не означало, что носящий её становился более духовным. Она просто символизировала, что носящий был отделён для служения Богу. В ранней раввинистической литературе, видимо, отражавшей ещё более раннюю библейскую практику, говорится о том, что цицит делались из этой самой комбинации шерсти и льна. Голубая нить была шерстяной, а остальные — из льна. Другими словами, только с этой целью обычный израильтянин носил элементы одежды, подобные одеянию священников.

© Getty Images

Цицит были физическим напоминанием для израильтян о том, кто они такие, кто есть Бог и чего Он от них требует

Цицит должны были служить напоминанием Израилю о Боге и Его заповедях. Но почему рядовой израильтянин должен носить одежды власти, царственного достоинства, священства и святости? Параллель напрашивается сама собой: точно так же, как у Израиля были священники, которые выполняли роль посредников между Богом и народом, весь израильский народ в целом должен был стать царством священников, чтобы быть посредником между Богом и другими народами земли. Божий народ был отделён именно с этой целью:

«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исход 19:5-6)

Однако выполнение этой роли зависело от послушания Израиля Богу. И цицит были наглядным физическим напоминанием израильтянам о том, кто они, кто такой Бог и чего Он от них требует.

Раввинистический закон о талите и цицит

Раввины разработали множество законов о талите и цицит, в дополнение к тем указаниям, которые присутствуют в Библии:

  • Минимальный размер талита должен быть такой, чтобы он мог покрыть маленького ребёнка, умеющего ходить[3].
  • Обычно талит надевают мужчины во время утренней молитвы и в течение всей службы на Йом-Кипур.
  • Перед тем как надеть талит, читается следующее благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам закутываться в одеяние с цицит».
  • Это благословение не произносится, если надевающий талит взял его у другого человека на короткое время в процессе служения, а также когда одолживший снова надевает возвращённый талит.
  • Перед посещением туалета талит необходимо снять.

Талит и цицит во времена Иисуса

В Новом Завете талит и цицит упоминаются как обычная повседневная одежда. Осуждая показные религиозные практики некоторых людей, Иисус говорит о слишком большой длине их цицит:

«Всё, что они делают, делается напоказ людям; ведь они надевают широкие т’филины и удлиняют цицийот» (Матфея 23:5, пер. Д. Стерна)

Иисус тоже носил одежду с цицит. Больные, жаждущие исцеления, прикасались к краям одежды Иисуса, то есть, собственно, к кистям.

«И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его» (Матфея 9:20).

«…подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось» (Луки 8:44).

«И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Матфея 14:36).

«И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Марка 6:56).

Эти отрывки подтверждают упомянутую выше теорию о значении поступка Давида в отношении Саула, то есть, что края или полы одежды символизировали авторитет и власть её владельца. Страдавшая кровотечением женщина верила, что, если она только прикоснётся к краю одежды Иисуса, она ощутит Его исцеляющую силу. Её поступок не был суеверием, он был молчаливым криком к Иисусу, чтобы Он уделил ей внимание и применил свою власть исцелить её болезнь.

Используя современную терминологию, это можно сравнить с появлением на публике популярного политика или музыканта, когда люди стремятся пожать ему руку или хотя бы просто прикоснуться, чтобы ощутить контакт со знаменитостью вживую. Иисус позволял тем, кто «входил в контакт» с Ним через прикосновение, испытать, Кто Он такой: Великий Целитель.

James Tissot (French, 1836-1902). The Woman with an Issue of Blood (L’hémoroïsse), 1886-1896. Brooklyn Museum

Духовные уроки талита и цицит

Раввин Джозеф Телушкин сравнивает талит и его кисти с «этическим узелком, завязанным на память»[4]. Другой еврейский богослов сравнил его с солдатской формой, которая «заставляет нас помнить о том, кому мы присягнули на верность»[5]. То, что мы носим, влияет на то, что мы делаем.

Символизм талита напоминает верующим в Иешуа евреям о том, кем они являются в Мессии. Сейчас не только Израиль, но и всё человечество имеет возможность через Мессию Иешуа стать «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Конечно, как и в древние времена, эта привилегия действует, только когда мы отдаём свои жизни в подчинение Богу.

Новый Завет не обязывает верующих в Иешуа евреев носить талит или цицит. Многие по собственной инициативе носят другие «отличительные одежды», например, футболки с христианскими слоганами, ювелирные украшения с именем Иисуса или головные покрывала для женщин во время молитвы и поклонения. Однако наше самоопределение как последователей Иисуса обретает подлинное выражение на гораздо более глубоком уровне. Иешуа призывает нас повиноваться Ему в своих делах. То, как мы проявляем себя и как действуем в повседневной жизни отражает посвящённое Богу сердце, разум и душу, и провозглашает не на словах, а на деле, что Иисус — наш Царь, напоминая себе и другим о том, что:

«[Иешуа] соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, [и Ему] слава и держава во веки веков, аминь» (Откровение 1:6).


Примечания:

  1. Милгром Джейкоб. Числа. Традиционный текст на иврите с новым переводом JPS. – Филадельфия и Нью-Йорк: Jewish Publication Society, 1990. С. 411. Большая часть дальнейшего материала о значении цицит основана на выводах Милгрома.
  2. Иезекииль 44:17 не противоречит этому, потому что многие из постановлений для Храма, описанного в книге Иезекииля, отличаются от законов, данных в Пятикнижии Моисея. Мишна (Килайим 9:1) подтверждает, что священники, служившие в Храме во времена земной жизни Христа, носили одежды из смеси льна и шерсти.
  3. Шулхан Арух, ОХ 16:1.
  4. Телушкин Джозеф. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. – Нью-Йорк: William Morrow and Company, 1991. С. 659.
  5. Донин Хаим Галеви. Молиться, как еврей. Руководство к молитвеннику и синагогальной службе. – Нью-Йорк: Basic Books, Inc. 1980. С. 155.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *