Стефани Хамман

,

Тёмная сторона Хануки: стоит ли её праздновать?

Тёмная сторона Хануки: стоит ли её праздновать?

Тёмная сторона Хануки: стоит ли её праздновать?

Предыстория нашего любимого праздника может немного шокировать читателя с современными ценностями.


Многие из моих самых тёплых детских воспоминаний связаны с Ханукой, и я до сих пор с нетерпением жду этих восьми дней каждый год. Когда начинают выть зимние ветры, а на карнизах домов образуются сосульки, я сразу начинаю думать о свечах, которые скоро зажгутся в окнах, и об обжигающе горячих латкес, шипящих на сковородке. Рецепт латкес моей прабабушки из Сицилии — это настоящая сокровищница богатых ароматов и ещё более богатой истории. Начинённые солёным сыром и приготовленные на золотистом оливковом масле, они являются отдалённым отголоском средневековой сефардской традиции, когда на Хануку ели сырные блины, называемые кассола, в честь еврейской героини Йехудит (Юдифи)1, которая с помощью вина и козьего сыра заманила вражеского полководца в смертельную ловушку (хотя это событие и произошло на несколько сотен лет раньше событий Хануки).

В наши дни мы не часто слышим о Йехудит. Вместо этого у всех на слуху исключительно знаменитый священнический род во главе с отцом и пятью сыновьями, которых мы знаем под общим прозвищем Маккавеи. Я никогда не задумывалась об этом, пока не прочитала полную историю Маккавеев и с удивлением обнаружила, что ценности наших современных толерантных и инклюзивных форм иудаизма в этой древней истории напрочь отсутствуют. Подобно тому как, окопав вопиюще неполиткорректный твит в архиве любимой знаменитости, мы пересматриваем своё к ней отношение, должна ли настоящая история Хануки заставить нас задуматься над тем, стоит ли вообще отмечать этот праздник?

Настоящая история

Вероятно, сегодня даже некоторые неевреи могут пересказать основные события этой истории. Её главные герои — пять мужественных братьев, которые бросили вызов великой империи, не имея ничего, кроме веры и горстки последовавших за ними повстанцев. Они победили врагов, освободили свой народ и заново освятили Храм. Книга Маккавеев содержит исчерпывающий рассказ об этих событиях и включает детали, которые большинство людей опускают при её пересказе. История обычно начинается, с того, что посланник царя-завоевателя Антиоха пытается заставить местного коэна Маттафию принести в жертву свинью на языческом алтаре на глазах у всего города. Когда Маттафия отказывается, находится другой еврей, готовый выполнить требование оккупантов. И хотя мы знаем, что за совершение этого языческого жертвоприношения было предложено богатое денежное и политическое вознаграждение (1 Маккавеев 2:18), мы не можем однозначно утверждать, что этот человек руководствовался исключительно низменными мотивами. Возможно, ему нужно было кормить голодающую семью. Возможно, он устал от оккупации и хотел мира любой ценой. Возможно, он увидел разгорающийся между Маттафией и царским посланником конфликт и попытался избежать кровопролития. Тем не менее любое благое намерение, которое он теоретически мог иметь, было перечёркнуто, когда Маттафия в ярости обнажил свой меч и убил и еврея, и греческого чиновника. Затем Маттафия собрал ревностных иудеев, они бежали в горы и подняли восстание, во главе которого встал сын Маттафии Иуда, ставший впоследствии знаменитым и получивший прозвище Маккавей («молот») (1 Маккавеев 2:27–28).

Иногда мы забываем, что история
нашего народа была весьма кровавой.

Если честно, пересказанная мною только что жестокая история с точки зрения современного человека звучит довольно-таки кринжово. Но, поразмыслив, я поняла, что в других наших праздниках тоже есть много неудобных моментов — например, когда мы поём веселые песенки о том, как вешали Амана, его детей и сторонников, в Пурим. Такие моменты присутствуют даже в Торе, когда мы получали повеление уничтожить целые народы (1 Царств 15:3). Иногда мы забываем, что история нашего народа была весьма кровавой. Но разве мы не должны были всеми силами противостоять жестоким соседям? И как можно не радоваться казни такого опасного врага, как Аман?

Точно так же Маттафия и его сыновья имели все основания быть ревностными защитниками своей веры. Они страдали от беспощадной оккупации. Следуя своему закону «одного народа», подразумевавшему обязательную эллинизацию (1 Маккавеев 1:41-42), греки заставляли совершать в Храме языческие жертвоприношения, сжигали и оскверняли свитки Торы и казнили всех, у кого находили священные еврейские тексты. Матерей, решившихся обрезать своих сыновей в соответствии с заветом, казнили вместе с семьями и моэлем, совершившим обряд. Самих младенцев вешали на шее собственных матерей. Это были акты немыслимой жестокости (1 Маккавеев 1:54-64).

Мы не задумываясь прославляем Маттафию, потому что он восстал против дичайшего антисемитизма и повёл за собой наш народ. Мы считаем его героем, хотя в наше время его агрессивную реакцию сочли бы невероятно жестокой. В конце концов, нас всегда учили, что он был святым, избранным лидером, который действовал ради выживания своего народа, бросив вызов и отступнику, и захватчику. Ведь после этого Маккавеи пошли войной против армий оккупантов и победили, верно?

Сегодняшний толерантный и инклюзивный иудаизм
был бы для Маккавеев совершенно омерзителен.

Не совсем. На самом деле Маттафия и его сыновья пошли войной против собственного народа, терроризируя города и семьи, чтобы принудить их соблюдать Тору, и обрезывая мальчиков против воли их родителей, — а тех, кто сопротивлялся, казнили (1 Маккавеев 2:44-47; 3:5-6, 8). Первым шагом Маккавеев было восстание против соотечественников, отказавшихся от образа жизни, основанного на Торе. По логике вещей это означает, что Маккавеи без колебаний вырезали бы большинство сегодняшних евреев и обрезали бы насильно их сыновей. Сегодняшний толерантный и инклюзивный иудаизм был бы для Маккавеев совершенно омерзителен.

Кроме того, мы находим свидетельства, что набожные люди того времени верили, что гонения, которым они подверглись, были заслуженной карой за грех народа Израиля (2 Маккавеев 7:32-33, 37-38). Сегодня это было бы равносильно тому, чтобы свалить вину за весь современный антисемитизм на излишнюю снисходительность последователей прогрессивных течений иудаизма, а затем приступить к истреблению «этих грешников» из среды еврейского народа. Именно этим занимались Иуда и его братья. В результате чего уровень беспорядков резко вырос, и языческая армия наводнила регион, чтобы подавить восстание этого священника-бунтаря и банды его единомышленников-радикалов. Только после этого начинается та самая героическая история Хануки, которую мы все знаем и любим.

Другой подход к Торе

Что же нам со всем этим делать? Как праздновать Хануку, не прославляя при этом все без исключения действия Маккавеев? Конечно, легко просто вычеркнуть из истории что-нибудь неудобное, но сложнее и важнее учиться на опыте наших предков — как на их добродетелях, так и на их пороках. К счастью, мы не первое поколение евреев, которое сталкивается с этими вопросами.

Последствия истории с Маккавеями превратили ситуацию из проблематичной в поистине ужасную. Как только победа была достигнута, Иерусалим отвоёван, Храм заново освящён, и народ снова стал следовать Торе (добровольно или принудительно), Маккавеи, казалось, забыли, что они были священниками, а не царями. Они установили правление (что само по себе было полным нарушением Торы2), которое стало известно как династия Хасмонеев — один из самых коррумпированных правящих режимов в нашей истории. Несколько поколений спустя печально известный идумеянин Ирод женился на представительнице этой семьи, чтобы иметь предлог претендовать на титул «Царя Иудейского». Воцарившись, Ирод стал кровожадным тираном (и ставленником римлян на троне Иудеи).

Многие в Израиле осознали, что пришло время найти лучший путь. Несколько лидеров начали двигаться к более мягким и инклюзивным формам иудаизма. Например, изначальная цель фарисеев (которые при Хасмонеях преследовались и даже уничтожались3) состояла в том, чтобы создать такой образ жизни по Торе, которому могли бы следовать все евреи4. Даже знаменитый рабби Акива делал акцент на сердце, а не на букве закона, когда говорил, что «возлюби ближнего, как самого себя» это клаль а-гадоль ба-Тора (центральный принцип Торы5). В разгар этого политического сдвига рабби Иешуа (Иисус) развил данный принцип ещё дальше: он сказал, что «возлюби Бога и возлюби ближнего твоего, как самого себя» — это и есть суть Торы во всей её полноте (Марка 12:28–34). Он осознавал, что его народ был далёк от Бога, и хотел, чтобы Тора вернулась в их сердца, но у него был другой к этому подход.

Наше сегодняшнее празднование Хануки
в гораздо большей степени сосредоточено
вокруг именно этого принципа отражения
Божьей любви в своих отношениях с окружающими.

Иешуа подчеркивал и показывал своим примером, что проявление милосердия и доброты к окружающим стоит на первом месте в данном Богом законе. Многие его современники и следующие поколения еврейских мудрецов соглашались с этим (например, Талмуд интерпретирует стих Левит 18:5: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я — Господь», как означающий, что мы должны жить по закону, а не умереть по нему [Йома 85b], тем самым отдавая приоритет сохранению жизни6). Тора — это дар и инструмент, но, когда мы позволяем своему толкованию мешать нам отражать Божье сердце, мы игнорируем саму цель её существования. 

Иешуа проповедовал более высокие этические стандарты, чем просто следование букве закона. Мне кажется, что наше сегодняшнее празднование Хануки в большей степени сосредоточено вокруг именно этого принципа отражения Божьей любви в своих отношениях с окружающими — явно, в гораздо большей, чем вокруг темы жестокого принуждения к соблюдению Торы в истории о Маккавеях.

Стоит ли нам праздновать Хануку?

Многие отмечаемые нами праздники имеют сложную и нередко жестокую предысторию. Скажем, история Дня благодарения в Соединённых Штатах — один из ярких тому примеров. Но я думаю, что это возможно — и даже очень хорошо — отмечать праздник с полным представлением о его истории. Например, в прошлом году я и моя семья (которая в связи с моим недавним браком теперь включает и потомков первых колонистов с «Мейфлауэра») устроили очень увлекательную дискуссию о нашей истории, о том, как далеко мы продвинулись как нация (и в чём нам ещё нужно совершенствоваться), и приготовили блюда местной кухни в честь народов, которые были здесь до нас.

К Хануке я применяю такой же подход — не уклоняться от сложных и важных тем, которые поднимает этот праздник. Да, я ценю ревностное отношение Маккавеев к Торе, но не одобряю те методы, которыми они её защищали. В конце концов, Ханука никогда не была посвящена им. Ведь это же не Маттафия и его сыновья сотворили чудо с маслом, это сам Бог вмешался в ситуацию и позволил восстановить поклонение в Своём Храме, проявив сострадание к Своему народу и вернув нас на нашу землю и в нашу веру.

Мы соберёмся всей нашей большой семьёй, я буду улыбаться, с гордостью наблюдая каждый вечер, как мои племянники и племянницы по очереди зажигают свечи, я буду крутить дрейдл и радоваться драгоценной привилегии свободно изучать Тору, не боясь преследований каких-нибудь тиранов. Я перескажу историю Йехудит, редко вспоминаемой героини, которая защитила свою деревню (к слову, тоже не самыми гуманными методами) и, возможно, даже вдохновила рецепт латкес моей прабабушки7. Но больше всего я хочу быть уверенной, что живу в соответствии с сердцем еврейской веры, стремясь к более высокому призванию, а не просто выполняя букву закона. Я хочу быть ревностной в отношении любви к ближнему и освещения мира светом Бога, которого я люблю больше всего на свете. В конце концов, это ведь и есть цель избрания нашего еврейского народа — быть светом для других народов. Давайте же светить ярко!


Примечания:

  1. История Йехудит: женщины, которая спасла соотечественников.//Хабад, по состоянию на 19 ноября 2021 г., https://www.chabad.org/holidays/chanukah/article_cdo/aid/103019/jewish/The-Story-of-Yehudit.htm.
  2. Коппельман Росс Лесли. Династия Хасмонеев.//My Jewish Learning, по состоянию на 19 ноября 2021 г., https://www.myjewishlearning.com/article/the-hasmonean-dynasty/.
  3. Александр Яннай//New World Encyclopedia, по состоянию на 4 ноября 2021 г., https://www.newworldencyclopedia.org/p/index.php?title=Alexander_Jannaeus&oldid=1052661.
  4. Сигал Алан Ф. Дети Ревекки: иудаизм и христианство в римском мире. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1986. С. 50.
  5. Клиглер Джонатан. Возлюби незнакомца, как самого себя.//Reconstructing Judaism, по состоянию на 19 ноября 2021 г., https://www.reconstructingjudaism.org/dvar-torah/love-stranger-yourself.
  6. Еврейские концепции: Пикуах нефеш.//Еврейская виртуальная библиотека, по состоянию на 19 ноября 2021 г., https://www.jewishvirtuallibrary.org/pikuach-nefesh.
  7. Зелински Сара. Малоизвестная ханукальная история о женщине, армии и сыре-убийце.//The Salt, NPR, 4 декабря 2012 г., https://www.npr.org/sections/thesalt/2012/12/04/166486095/ahiddenhanukkahtaleofawomananarmyandsomekillercheese.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *