Сьюзан Перлман

,

Шалом: истинное значение

Шалом: истинное значение

Шалом: истинное значение

Что такое шалом?

Древнееврейское понятие мира, заложенное в слове «шалом», включало в себя целостность, полноту, здравомыслие, здоровье, безопасность и процветание, подразумевая наличие всего этого на постоянной основе.

Шалом и мир

Мир! Мир! Мир! Мы все за мир. Никто не против. Но что это за неуловимое состояние, которое мы зовем миром? Ведь разные люди понимают его очень по-разному.

Мир – это то, что, по мнению последователей восточных религий, достигается только посредством стирания индивидуальной личности, слияния со вселенной и утраты самосознания. Но на самом деле они имеют в виду состояние спокойствия.

Мир – это то, чего жаждет пожилая соседка, когда подросток из соседнего дома занимается на своих барабанах. На самом деле она хочет тишины.

Мир – это то, чего хочет владелец небольшого магазинчика, беспокоящийся, сможет ли он свести концы с концами. На самом деле он хочет, чтобы его магазин наполнился покупателями и деловитой суетой. Для него мир – это процветание.

Пациент, тревожно ожидающий в кабинете врача результатов своих анализов, хочет мира. На самом деле он хочет быть здоровым.

В совсем уж из ряда вон выходящих случаях некоторые, подобно Гитлеру, обретают мир, убивая людей – по крайней мере, они испытывают потребность убивать, чтобы достичь состояния своего рода мира.

Когда у нас нет того, что, как нам кажется, абсолютно необходимо иметь, мы говорим, что нам нужен мир!

Определение понятия «мир»

Поэтому мы часто определяем «мир» как условия жизни, какой она должна быть. Но кто имеет право определять, что должно или не должно быть? Если бы каждый из нас мог получить тот мир, которого он хочет, это был бы навязанный мир. Это был бы мир за счет чьей-то еще мечты о том, каким должен быть мир. Определение мира не может базироваться на наших предвзятых взглядах или эгоистических потребностях. Невозможно также установить стандарты мира на основе норм нашего беспокойного общества. Так где же нам искать, если не в собственных потребностях и не в нормах общества? Как установить критерии для определения понятия «мир»?

Толковый словарь Вебстера выделяет два основных значения этого понятия. Один из них – отсутствие войны. Второй – свобода от беспокойства и переживаний, часто называемая душевным спокойствием.

Мы можем проследить за реализацией этих двух пониманий, рассмотрев, как две разные исторические культуры интерпретировали понятие мир. На латыни – языке Древнего Рима – мир обозначался словом pax (именно от него происходит современное английское peace). Pax для римлян означал прекращение военных действий между победителем и побежденным. Этот мир всегда был временным, потому что зависел от того, на чьей стороне в данный момент была сила.

Разница между «миром» и «шаломом»

Раввин Роберт И. Кан из Хьюстона (штат Техас) очень кратко и емко описывает разницу между «римским» миром и «еврейским» шаломом:

«Мир можно навязать; шалом – это взаимное соглашение.

Мир – это временная договоренность; шалом – это постоянно действующий договор.

О мире можно договориться; шалом же является состоянием мира.

Мир можно описать через отрицание, как отсутствие суеты. Шалом подразумевает присутствие определенного состояния – наличие покоя.

Мир может быть частичным; шалом – целостен.

Мир может достигаться поэтапно; шалом же всегда подразумевает полноту».

Мистические тексты книги Зоар учат, что Бог – это мир, Его имя – это мир, и всё соединено воедино в мире (Зоар, Лев. 10б). В постталмудической еврейской литературе Исаак Арама перефразировал эту идею следующим образом:

«Мир – это положительное явление, основное средство, с помощью которого люди с разными темпераментами и мнениями могут трудиться вместе ради общего блага. Жемчужины личной добродетели смотрелись бы тусклыми в изоляции, если бы не нить мира, которая связывает их вместе и тем самым усиливает их блеск. Вот почему мир – это имя Бога, ведь только Он объединяет в Себе всё творение».

Божий шалом

Таким образом, основополагающим критерием шалома, истинного мира, является Бог. Определение понятия «мир» должно начинаться с аксиомы о существовании Создателя, который установил для нас некий стандарт. Следовательно, необходимо принять (по крайней мере, для понимания этой статьи) тот способ, который Бог избрал, чтобы открыть Себя человеку, – через Библию.

Шалом в Библии

Первый пример мира в Библии – это состояние, которое существовало в самом начале времен в Ган Эдене. Есть веские основания считать рассказ о сотворении в книге Бытие точным и достоверным, но даже если вы не верите в него буквально, это повествование все же показывает нам пример подлинного мира.

Адам и Ева пребывали в мире с Богом и всем, что Он создал. Их потребности были удовлетворены. Они не испытывали ни голода, ни болезней, ни боли. Их окружала красота, которой они могли бесконечно любоваться и наслаждаться. Они не были одиноки, потому что у Адама была Ева, а у Евы был Адам, и, что более важно, у них были близкие отношения со своим Создателем. Если кто-нибудь когда-нибудь испытывал подлинное состояние мира, то это были Адам и Ева. Но мир существовал в саду ровно до тех пор, пока они были послушны воле Всевышнего. К сожалению, они ослушались, и Божий шалом был утерян для них.

Artist – Benjamin West. The Expulsion of Adam and Eve from Paradise (1791)

Шалом в Ветхом Завете

Но, если в случае Адама и Евы мы видим, что мир был потерян из-за непослушания, то история Авраама является примером обратного:

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Бытие 22:2-3).

У большинства людей в голове не укладывается, как вообще можно добровольно выполнить такое указание, не говоря уже о том, чтобы сделать это без гнева, беспокойства или отчаяния. Но Авраам повиновался Богу. Он признал, что Бог имеет право требовать жизнь Исаака, если такова Его воля. Эти доверие и уверенность в своем Создателе позволили Аврааму обрести душевное спокойствие, даже когда все его естественные человеческие чувства, должно быть, кричали ему об обратном.

Адам и Ева не смогли соблюсти простейшее правило, установленное для них Богом. В результате они были изгнаны из Эдемского сада. Какой-нибудь циник посетует: «Я пытался поступать правильно. Я прилагал усилия и надеялся, но все, кого я встречаю, в конце концов разочаровывают меня. Вы говорите, что я должен уповать на Бога? Это все равно что просить меня надеяться на зубную фею! Как я могу поверить в сверхъестественное существо?»

Неверие во всемогущего Бога отражено в анекдоте о девятилетнем мальчике, который, вернувшись из еврейской школы, пересказывает маме, чему их сегодня учили:

«Ну, ребе рассказывал, как Бог послал Моисея в тыл врага, чтобы спасти израильтян от египтян. Когда они подошли к Красному морю, Моисей приказал инженерам построить понтонный мост. После того как все перешли по мосту, они оглянулись и увидели приближающиеся египетские танки. Моисей мгновенно связался по рации со штабом, чтобы они послали бомбардировщики и взорвали мост. Вот так он спас израильтян».

Изумленная мама спрашивает: «Давид, неужели ребе именно так эту историю и рассказал?»

«Не совсем, мам. Но если бы я рассказал тебе так, как он нам рассказывал, ты бы ни за что не поверила!»

Этот анекдот смешон, именно потому что он более чем правдив. Когда нечто выходит за рамки нашего жизненного опыта, мы «переводим» это в те измерения, которые считаем понятными. Опасность такого подхода заключается в том, что, когда мы переводим действия Бога в свои измерения, своим ограниченным пониманием мы умаляем то, кем Он является. Мы снижаем возможность мира в нашей жизни, потому что умаляем Того, Кто обладает силой дать его нам.

Обретение мира

Мир, непреходящий мир, не ограничивается рамками обстоятельств и недостатков нашей собственной жизни, потому что исходит не от нас. Он исходит от Бога. Мы не в состоянии обрести этот мир самостоятельно. Но Бог обещает все составляющие шалома – целостность, полноту, здравомыслие, здоровье и безопасность – уповающим на Него.

Пророк Исаия написал: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Исаия 26:3-4). Уповать на Бога означает принять Его и предоставить Ему Его законное место в нашей жизни. Мы также должны принять посланника мира, которого Он дал нам. Исайя писал о Мессии, которому должно было прийти:

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Исаия 9:6-7).

Мир в Боге

Каким образом Мессия должен был принести мир? Исаия разъясняет это в 53-й главе:

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:4-5).

Шалом

Мы говорим, что нам нужен мир, но готовы ли мы принять Того, кто заплатил за нас цену этого мира? Мы представляем вам Иисуса – Князя мира. Приходите, позвоните или напишите нам, чтобы узнать о Нем больше.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *